forum.skoda-club.ru • Просмотр темы - Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дроссель

Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дроссель

Форум об эксплуатации автомобилей Шкода Фелиция (Skoda Felicia) 1994 – 2001.

Модератор: Модераторы конференции

Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дроссель

Сообщение Error » Вт, 17 ноя 2015, 19:39

Добрый всем день.

Вот уже почти два года в моей подписи красуется слоган, созвучный с названием этой темы. Столько времени я езжю с первым временным прототипом такого дросселя, сделанным на коленке. А поскольку работает он довольно неплохо, то поговорка "нет ничего более постоянного, чем временное" работает ещё лучше. И хотя дома уже валялись заводские платы и всем были разданы груды обещаний о раскрытии "ноу-хау", воз и ныне там. Усугубило ситуацию и переезд нашей лаборатории, где я работаю, в другой город и вот уже полтора года я от машины зависим каждый день. В общем извините...

Тем не менее на днях ЭБУ меня обматюкал определённой ошибкой дросселя, которая к тому же была очень странная. Первым делом дроссель был снят, вскрыт, проверен и... оказался рабочим. А раз уж был вскрыт, заодно была и установлена филальная версия электроники и сделаны кучи фоток для отчёта. А поскольку рабочей была и "коленная" версия, проблему замена не решила.

В общем, спустя два года оказалось, что мой самодельный дроссель проработал 2 года по чистой случайности — до первой адаптации. А причина всему — загнувшийся лямбда-зонд. Я его заменил и стёр ошибки, тем самым создав предпосылки ЭБУ для адаптации дросселя (как известно, на АЕЕ для адаптации не нужно даже шнурка: при отсутствии ошибок ЭБУ адаптируется сам, достаточно просто включить зажигание, выключить, и спустя некоторое время снова включить. Я его два года не адаптировал, он "помнил" настройки старого дросселя и кое-как отлично работал. А после адаптации пришёл капец.

Основная проблема моего дросселя — невозможность формирования двух независимых(!) сигналов (серво и положение ДЗ).

Поэтому в этой теме я буду постепенно (по мере нахождения времени) выкладывать отчёт о переделке дросселя. Буду стараться отвечать и на поступающие вопросы. Любую информацию разрешаю использовать как угодно, в том числе и для личной выгоды. Если кто захочет поиметь и себе такой же - договоримся. В общем, спрашивайте.

Итак, поехали.

* * *
Для начала было б неплохо соорудить некое подобие коннектора.
На провода напаиваем 3мм фастоны:
Изображение
Затем надеваем их на пины дросселя и эпоксидным "пластилином" их хорошенько промазываем:
Изображение
После задубевания аккуратно вынимаем и проходимся по периметру и между пинами этим же "пластилином". В результате получается вполне юзабельный коннектор:
Изображение
* * *

* * *
В роли датчика юзаем KMA210 от фирмы NXP.

Чтоб его прилепить, с помощью наждачного круга выпиливаем на валу углубление. Круг лучше использовать крупнозернистый, чтоб лучше прицепился эпоксидный клей. К датчику припаиваем тефлоновые провода и сажаем всё это дело на эпоскидный клей для металлов. Клей должен выдерживать мин. 150°С. Магниторезстивный сенсор находится у датчика в голове (верхней части), поэтому её центр должен быть в центре вала.
Ждём, когда задубеет эпоксидка, держащая датчик, затем загибаем провода вниз, привязываем их ниткой — чтоб не "убегали" — и фиксируем той же эпоксидкой.
Потом загибаем их назад и делаем ими один свободный (!) виток по часовой (не по минутной!) стрелке вокруг вала.
Оставляем сутки до полного задубевания клея.
* * *


* * *
Теоретически всё равно как датчик будет расположен относительно магнита - его можно программно перекалибровать. Но можно и проще. После задубевания клея распаиваем его провода на коннектор и подключаем к блоку питания и вольтметру. Не забываем подтягивающий резючок на 10 килоомчиков.
В крышке сверлим отверстие над центром вала по размеру магнита, одеваем крышку, вставляем магнит и примерно его ориентируем так, чтоб при максимально закрытой заслонке его напряжение было близко к минимальному (0,3...0,5 вольт). Подчёркиваю, заслонка должна быть именно "закрыта"; в неподключенном состоянии она открыта на 4...5 градусов, поэтому на время измерений её придётся придавить пальчиком.
После этого наносим чуть-чуть эпоксидки (чтоб слегка держала магнит) и пока она застывает, ориентируем магнит точно. Магнит должен быть максимально близко к датчику, но не касаться его. Я ложил на датчик альбомную бумажку и "опускал" на неё магнит.
Когда эпоксидка застынет, заливаем магнит полностью:
Изображение
Кстати, поскольку к пластмассам эпоксидка пристаёт очень плёхо, рекомендую вокруг магнита насверлить с десяток-другой небольших (до миллиметра) отверстий, чтоб через них эпоксидка "вышла" на другую сторону, где она тоже будет.

Бумажку, естественно, потом выкидываем. Таким образом между датчиком и гамнитом остаётся расстояние, толщиной с бумажку, что очень даже гуд. Датчик отпаиваем от коннектора.
* * *


* * *
Определяемся с напряжениями. У нас их два - от серво потенца и от потенца положения заслонки. Зависимость — обратнопропорциональная: больше угол (более открытая заслонка) → меньшее напряжение.
Для начала снимаем зависимость на исправном дросселе. Вот его распиновка:

Изображение
1 и 2 - моторчик
3 - контакт датчика холостого хода
4 - +5 вольт
5 - выход сигнала потенциометра сервопривода ДЗ
6 - пустой
7 - общий (масса)
8 - выход сигнала потенциометра положения ДЗ

* * *

В мануале указалы проценты; пересчитываем их на вольты:

Изображение

Легенда:
  • Closed: значения напряжений при полностью закрытой заслонке
  • Released: Напряжения в состоянии покоя
  • Idling: (не совсем верно) в максимально открытом положении, на которое заслонку может вывести моторчик
  • Open: Полностью открытая заслонка
    - - -
  • Строка Manual - расчёты
  • Строка China - показания с Китайского дросселя.
(За 90% и под 14% выходить низзя - это диапазон работы диагностики.)
* * *


* * *
Итак, имеем на валу датчик, который указывает нам положение ДЗ и имеем табличку напряжений, которые нам должна сгенерировать электроника из сигнала датчика.
Схема, реализующая это:

Изображение
И диаграммы её работы:

Изображение

Вот так выглядела самодельная печатная плата, реализующая необходимые сигналы, в дросселе:

Изображение

Ну и проработала она у меня вышеупомянутые два года :cry: Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

- - - Продолжение следует - - -
Последний раз редактировалось Error Вт, 18 апр 2017, 20:20, всего редактировалось 14 раз(а).
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение SEMS » Чт, 19 ноя 2015, 11:19

Очень интересно... Выкладывай, что есть!
Skoda Felicia 1.6Mpi. ABS, 4Airbag, Кондей - жалко было расставаться.
Scoda Octavia Tour 2007. BCA 1,4 Classic.
Аватара пользователя
SEMS
 
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Ср, 23 дек 2009, 13:22
Откуда: Украина, Луганская обл. Краснодар.

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение berd1982 » Вт, 22 дек 2015, 18:09

ну когда же ????
ПродаЛ свой Фаворит 92 г.в. "морская волна" :)
Фелиция Комби 1.6 97 г.в.
berd1982
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт, 15 фев 2013, 21:27
Откуда: Украина, Днепропетровск

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение Error » Вт, 22 дек 2015, 23:38

Я сейчас на Украине, но разочаровать могу - спустя 2 года все накрылось медным тазом :(

(Подпись обновлена)
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение berd1982 » Ср, 23 дек 2015, 14:19

э-эх, очень жаль.
ПродаЛ свой Фаворит 92 г.в. "морская волна" :)
Фелиция Комби 1.6 97 г.в.
berd1982
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт, 15 фев 2013, 21:27
Откуда: Украина, Днепропетровск

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение Error » Чт, 24 дек 2015, 0:03

Что самое интересное, лажа обнаружилась спустя 2 года нормальной работы.

По возвращении опишу подробнее, может для кого будет полезно.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение berd1982 » Пт, 25 дек 2015, 14:25

спасибо! жду с нетерпением!
ПродаЛ свой Фаворит 92 г.в. "морская волна" :)
Фелиция Комби 1.6 97 г.в.
berd1982
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт, 15 фев 2013, 21:27
Откуда: Украина, Днепропетровск

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение sasha6564 » Вс, 17 янв 2016, 15:27

Че то мне кажется что фиг дождемся
sasha6564
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Чт, 01 сен 2011, 21:17
Откуда: Владимир

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение Error » Вс, 17 янв 2016, 18:26

Как-то так )))

Добавлено спустя 7 минут 45 секунд:
Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дроссель
Хотя ладно... обещал же.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение SEMS » Пн, 18 янв 2016, 22:33

Уважаемый Error, выражаю искреннейшую благодарность, за проделанную работу. Прочитав отчёт о переделке дросселя, у меня появилось несколько вопросов:
1. почему при подключении датчика нужно применять именно ТЕФЛОНОВЫЕ провода? Если это связано с температурой или с маслостойкостью изоляции, то важно ли сечение провода?
2. Направление для свободного витка так я и не понял. Если можно, приложи к отчёту набросок в Paint или фотографию. (Если направление часовой и минутной стрелки был тест на сообразительность, мне стыдно))))
Ох много будет вопросов ещё...
Skoda Felicia 1.6Mpi. ABS, 4Airbag, Кондей - жалко было расставаться.
Scoda Octavia Tour 2007. BCA 1,4 Classic.
Аватара пользователя
SEMS
 
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Ср, 23 дек 2009, 13:22
Откуда: Украина, Луганская обл. Краснодар.

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение Error » Пн, 18 янв 2016, 22:52

Зачем оно вообще нужно? - Датчик крутится вокруг своей оси и относительно платы, а этот самый свободный виток вокруг оси работает как пружинка.

SEMS писал(а):1. почему при подключении датчика нужно применять именно ТЕФЛОНОВЫЕ провода? Если это связано с температурой или с маслостойкостью изоляции, то важно ли сечение провода?...

Тефлоновая изоляция выдерживает повышенные температуры, которые в подкапотном пространстве могут доходить до температуры мотора. Вообще, электроника для подкапотного пространства проектируется на 125°С, а закрепляемая на моторе - на 150°С.
Ток через проводок небольшой, однако нужен такой, чтоб сохранял форму: после запайки его надо наформовать так, чтоб в процессе работы он ничего (по возможности) не касался и не тёрся. Поэтому взял грубоватый.


SEMS писал(а):2. Направление для свободного витка так я и не понял. Если можно, приложи к отчёту набросок в Paint или фотографию...

От ё-моё... фотку витка сделал давно и специально приготовил, а вложить забыл. Дополню.
Направление - если смотреть сверху на магнитный датчик, то провода от него идут вниз, а потом влево, и по часовой ( :D ) стрелке один виток к плате.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение SEMS » Вт, 19 янв 2016, 21:32

С Крещением Вас, Товарищи!
Спасибо за объяснения, а то я даже на работе гуглил про направления. Теперь буду спать спокойно))) Сам удивляюсь своей наглости, но всё же спрошу: а нет ли у тебя проекта печатной платы, а то для помещения схемки в корпус, наверняка, придётся сделать несколько попыток. Кстати, сотрудники в офисе странно косятся, когда я глянцевые журналы в принтер засовываю))) И про магнит расскажи (глаза кота из Шрека)
Skoda Felicia 1.6Mpi. ABS, 4Airbag, Кондей - жалко было расставаться.
Scoda Octavia Tour 2007. BCA 1,4 Classic.
Аватара пользователя
SEMS
 
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Ср, 23 дек 2009, 13:22
Откуда: Украина, Луганская обл. Краснодар.

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение Error » Ср, 20 янв 2016, 0:07

Схему/плату делал в Eagle, могу послать сорсы.

Кста, последние пару лет юзаю не глянцевые журналы, а специятельную бумагу. Ищется на е-бэе по ключевым словам "Heat Toner Transfer Paper PCB". Например вот.
Я ей таки двухсторонки дома мутил, что мужики на работе глаза вываливали ))) Не надо полчаса отмачивать, отшкрябывать оставшийся глянец. На минутку кинул в воду и потом медленно отодрал: всё.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4602
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Felicia 1,6AEE - электронный, бесконтактный, вечный дрос

Сообщение SEMS » Ср, 20 янв 2016, 22:05

Про Eagle даже не слыхал, надо попробовать, а специальная бумага для специалистов, а я так...
Skoda Felicia 1.6Mpi. ABS, 4Airbag, Кондей - жалко было расставаться.
Scoda Octavia Tour 2007. BCA 1,4 Classic.
Аватара пользователя
SEMS
 
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Ср, 23 дек 2009, 13:22
Откуда: Украина, Луганская обл. Краснодар.


Вернуться в Škoda Felicia 1994 – 2001

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21