Рейдер » Вс, 11 янв 2009, 13:14
Аккумуляторная батарея (АКБ) – элемент конструкции автомобиля, которому традиционно достается наименьшее количество внимания владельца машины.
Обычно автолюбители озадачиваются состоянием АКБ только в том случае, когда в один не очень прекрасный момент на поворот ключа в замке зажигания «на старт» вместо появления веселого урчания двигателя остается зловещая тишина. При этом могут пригасать лампочки на панели и раздаваться щелчок втягивающего реле под капотом, в лучшем случае стартер сделает несколько вялых оборотов. Особенно часто такая ситуация проявляется зимой, при отрицательной температуре.
Впрочем, такой симптом может говорить и о неисправности стартера, но, если неполадка проявилась внезапно и при пониженной температуре, то есть все основания грешить именно на АКБ.
В первую очередь нужно проверить крепление клемм на выводах аккумулятора. Бывает, что они ослабли и окислились и не могут обеспечить нормальное прохождение тока ни для заряда АКБ, ни для работы стартера. Если в этом плане все нормально, то нужно уделить внимание непосредственно самой АКБ.
Можно, конечно, завестись с помощью другого аккумулятора («прикурить»), а в случае МКПП - и завести машину «с толчка» при помощи пары дюжих помощников, но не факт, что АКБ не преподнесет неприятный сюрприз в более неподходящем месте и в совершенно неподходящее время. Поэтому при первой возможности АКБ нужно полностью зарядить при помощи зарядного устройства. При этом снимать батарею не обязательно, поскольку отключение электропитания может привести к сбросу ряда параметров бортовой электроники и магнитолы, а это доставляет некоторые неудобства. Но зарядку можно сделать и прямо на машине током в 1/10 емкости АКБ (например, при 50 А-ч – 5А) в течение 10-15 часов. Единственно, в процессе зарядки не стоит включать зажигание, поскольку выходное напряжение зарядного устройства периодически может превышать номинальное напряжение бортовой сети, что не полезно для многочисленных электронных устройств и других потребителей электроэнергии.
После этого с высокой вероятностью проблемы с АКБ исчезнут, но чтобы они не появились вновь, стоит разобраться в причине разряда батареи. Их может быть несколько:
1.Неисправность генератора или реле-регулятора напряжения на нем (в обиходе – «таблетка»). Выявляется замером напряжения в бортовой сети при работающем двигателе. В норме, в зависимости от наружной температуры, оно должно составлять 13,5 – 14,7 В. Если это значение гораздо ниже, генератор требует ремонта.
2.Высокое потребление бортовой сети в режиме покоя. Причиной может быть криво установленная магнитола или сигнализация, забытые подключенные потребители, например, к розетке прикуривателя, такие как холодильник, накладной подогрев сидений и т.п. Нужно проверить ток потребления и если он превышает 0,05А, найти и устранить причину.
Кроме того следует помнить, что при даже полностью исправных компонентах электрической цепи при долгом стоянии машины АКБ может существенно разрядиться за счет небольшого потребления энергии штатной электроникой машины и за счет явления саморазряда, который достигает иногда 40% в месяц. В зависимости от состояния АКБ и наружной температуры, проблем с пуском двигателя можно ожидать через 1-3 месяца отсутствия эксплуатации автомобиля.
Отдельно стоит остановиться на одной неисправности АКБ, скрытой до тех пор пока она не достигнет критического уровня или ощутимо не понизится температура – на сульфатации.
АКБ на автомобилях относятся к кислотным или свинцовым аккумуляторам и каждый элемент («банка») состоит из блока отрицательных пластин, состоящих из губчатого металлического свинца, и блока положительных пластин, активную массу которых составляет порошок двуокиси свинца. Электролитом служит примерно 40% раствор серной кислоты с плотностью 1,21 – 1,28 г/куб.см. Такой элемент выдает напряжение около 2В. В батарее 6 элементов, соединенных последовательно, обеспечивающих результирующее напряжение 12 В. Не вдаваясь в тонкости химических процессов, протекающих в АКБ, скажу, что при отдаче энергии от АКБ и на отрицательных, и на положительных пластинах образуется малорастворимый сульфат свинца, при заряде идет обратный процесс. Однако, при систематическом недозаряде или неправильной эксплуатации аккумулятора, часть сульфата свинца образуется в виде крупных кристаллов, которые выключаются из обратимого процесса заряда-разряда. Это на практике проявляется падением емкости АКБ, повышением внутреннего сопротивления элементов и связанного с этим уменьшением максимальной токоотдачи, поскольку сульфат свинца препятствует свободному доступу электролита к активной массе пластин.
Причем в этом случае штатная зарядка АКБ не может пройти до конца, с некоторого момента батарея просто «не берет заряд».
Еще одной особенностью свинцовых аккумуляторов является сильная зависимость их емкости и максимально отдаваемого тока от температуры. При +20 град. АКБ имеет емкость, указанную в ее типе (обычно для легковых авто от 50 до 70 А-ч), но при морозе в -20 град. емкость падает более чем в три раза.
Именно поэтому летом даже потерявшая за счет сульфатации половину емкости АКБ, еще вполне в состоянии крутить стартер и владелец не догадывается о надвигающихся проблемах. Зимой же, особенно при резком падении температуры, масло в двигателе и смазка всех агрегатов загустевают и для прокручивания двигателя стартером требуется гораздо больший ток и емкость батареи, а эта емкость наоборот – падает в разы при понижении температуры.
С этим и связано внезапное прекращение выполнения батареей своей функции.
Причем проявляется это не постоянно, а только в отдельных случаях, когда, например, нужно заводить машину после ночной, а то и суточной стоянки на морозе.
Следует сказать, что наиболее интенсивно батарея сульфатируется именно зимой. Мало того, что в это время идет наиболее сильное энергопотребление, когда отдавшая много энергии на пуск АКБ еще и вынуждена помогать генератору (особенно на холостых оборотах двигателя) при включении фар, вентилятора печки, обогрева сидений, заднего стекла и зеркал, но и для полного заряда АКБ при низкой температуре нужно напряжение до 15-16 В, генератор же выдает несколько меньшее бортовое напряжение, ибо если будет больше, то быстро погорят энергопотребители. Вот и соблюдается некий компромисс по напряжению, при котором батарея систематически недозаряжается.
Избежать этого достаточно просто. При наступлении холодов раз в полтора-два месяца проводить зарядку АКБ 10-12 часов от стационарного зарядного устройства. Даже эта мера позволит эксплуатировать АКБ не 2-3 года, как обычно, а в 1,5 – 2 раза дольше.
Если АКБ уже засульфатировалась, то восстановить ее работоспособность полностью как у новой уже невозможно, но достигнуть приемлемого состояния для дальнейшей эксплуатации вполне реально.
В самых легких случаях сульфатации можно рекомендовать заряд малым током (1-1,5 А) в течение пары суток.
При более высокой степени поражения батареи нужно применять специальные меры, чаще которых используется чередующийся заряд-разряд дозированными импульсами продолжительностью от долей секунды до нескольких минут. Это процедура не быстрая (несколько суток), не гарантирующая 100% успеха и требующая некоторого навыка и применения специальных устройств. Схемы таких устройств для восстановления АКБ в изобилии есть на различного рода радиоэлектронных сайтах.
Но зачастую проще и дешевле приобрести новую АКБ.
Можно рекомендовать приобретение батареи как можно большей емкости, влезающей по габаритам в предназначенный для нее отсек. Запас емкости батареи, как и запас по мощности двигателя еще никому не мешал.
Мнения об излишней при этом нагрузке на генератор и прочие страшилки не имеют под собой никаких оснований.
И еще рекомендация. Цифровой тестер-вольтметр и хотя бы простейшее зарядное устройство должны быть столь же непреложным аксессуаром для машины, как и домкрат.
Фабия седан, 2006 г, зеленый металлик, 1,4л, МКПП + Фабия NEW комби, 2008 г, белая, 1,6л с МКПП, но почти полным фаршем.