Сразу хочу сказать, что данный отчет не претендует на большую техническую грамотность. Это скорее описание удачной попытки сделать что-то подручными средствами и с минимальными усилиями – для чайников, так сказать.
Машине 9 лет, пробег около 120 тыс. Месяц назад мне сказали на ТО, что радиатор забит, и его хорошо бы снять и почистить. К тому же большой вентилятор шумел, и крепления радиатора разболтались (все родное, ранее не менялись). Тогда было холодно, и я решил подождать, но вот потеплело, и машина стала потихоньку греться в пробках. При выключенном кондее еще ничего, а при его включении вентилятор работал практически постоянно, это было хорошо слышно и немного напрягало. И показания датчика температуры ползли вверх – при 21-23 на улице он показывал 30, раньше такого не было. Стало ясно, что дальше тянуть не стоит.
Мастер, у которого я ремонтируюсь, перечисленные работы оценил в 6000 рублей - наверное, это разумная цена. Но они не требуют тонких регулировок и специального оборудования, поэтому я решил попробовать сделать все самостоятельно.
Были принципиальные ограничения:
- Обычно рекомендуют подлезать к радиатору снизу, но у меня нет ямы, так что работы можно было выполнять только сверху.
- На сервисе мне сказали, что без снятия радиатора его нормально не помыть. Но я не хотел ни снимать радиаторы, ни сливать ОЖ – ее как раз поменяли месяц назад на ТО, без ямы неудобно, да и трогать патрубки не хотелось - затянешь что не так, и ищи потом течь…
Так что, помолившись всем богам, я расположил машину на газоне возле дачи, недалеко от шланга с водой, и стал разбирать то, что доступно – бампер. Он снимается легко, фары и усилитель – тоже (все многократно описано). Главное винтики раскладывать по кучкам и датчик температуры не забыть потом прикрутить обратно.
Сняв все это, я увидел радиатор кондиционера во всей красе, и понял, что зря не поставил девять лет назад сеточку в центральную решетку бампера. Нижняя четверть радиатора была избита камнями, и равномерно заполнена составом, который я на глаз оценил бы как смесь земли с различными техническими жидкостями, включая масло. Субстанция была плотной, при попытке проткнуть ее тонкой отверткой неизбежно разрушались соседние соты.
Надо сказать, что меня удивило, из какой тонкой фольги сделаны соты радиатора кондея. Нечто среднее между фольгой от хорошей шоколадки, и фольгой из пачки сигарет "Столичные", если кто помнит. В общем, они сминаются от любого грубого давления. Так что механическая чистка отпала, да и нереально вручную прочистить такой объем.
Соты основного радиатора, правда, покрепче.
Спереди на радиаторе видны винты, которые крепят радиатор кондиционера к основному. Их я ослабил, чтобы увеличить щель между радиаторами и облегчить промывку.
Так как операция изначально задумывалась как малозатратная, никакой специальной химии я не купил. Но, не раз слышав уважительные отзывы о Кока-коле (мол, разъедает все!), я приобрел 2 литра этого напитка, и вооружился найденным дома пульверизатором. Струю пульверизатора я отрегулировал до состояния "почти прямая", залил этой проникающей струей весь радиатор кондея, уделив особое внимание нижней забитой части, и пошел обедать. Колы ушло литра полтора (остальное я употребил внутрь).
После обеда были дождик, отдых и общение с родными – так что к машине я вернулся часа через три. Взял шланг, подключенный к дачному водопроводу, отрегулировал струю максимально ровно, и попробовал промывать соты с расстояния примерно метр. Выяснилось, что от такого давления они не мнутся. Верхние 3/4 промылись довольно легко, было видно, что струя проходит сквозь соты почти без брызг.
Но когда дело дошло до нижней части, вода полетела во все стороны – она отражалась как от стены.
Я уже почти смирился с тем, что нижнюю часть мне так не промыть, как заметил, что в одном месте брызги уменьшились. Я подержал струю в этом месте подольше – и постепенно вода стала проходить сквозь соты, размыв грязь. Это повторилось и рядом. В среднем на одну точку размером с монету 5 рублей уходило 1-2 минуты.
Таким образом примерно за час – полтора мне удалось прочистить весь радиатор. На фото видно, что соты повреждены, но это в основном старые повреждения, с которых смыта грязь. И это в любом случае лучше, чем плотный слой глины.
В этом месте я обрадовался достигнутому результату, сложил инструмент, и пошел есть шашлык. Нижнюю часть радиатора на всякий случай залил на ночь Силитом – но не могу сказать, был ли от него дополнительный эффект.
На следующий день настала очередь вентилятора и креплений. Радиаторы установлены в черной металлической раме, как я понимаю, ее народное имя – "телевизор". Отсоединять телевизор от крыльев полностью я счел рискованным, не зная, на чем тогда будут держаться радиаторы (может, и зря). Но, открутив боковые винты, смог передвинуть его немного вперед и снова зафиксировать (патрубки радиаторов позволяли).
Таким образом, я выиграл несколько сантиметров для удобного доступа к вентилятору, что очень облегчило работу.
В демонтаже вентилятора самое сложное было – отсоединить кабель. Как кто-то рекомендовал, я вначале изучил устройство разъема на новом вентиляторе, и только потом понял, куда надо давить отверткой. Для верности залил разъем WD-40, и он отщелкнулся без проблем. Дальше снимается легко, три торкса №30, кажется.
Потом подлез по бокам, и открутил крепления радиатора. В результате получил сэндвич из радиаторов, хоть и находящихся внутри пластиковой рамки и телевизора, но при этом довольно подвижных в направлении вперед-назад и относительно друг друга. Подав радиаторы к двигателю, удалось легко снять старые крепления и поставить на их место новые.
Еще раз промыл радиаторы, в том числе основной радиатор со стороны снятого вентилятора, но по сравнению с радиатором кондея он был почти не забит. Мусор, конечно, присутствовал, но немного. Сдвинув рамки вперед, а радиаторы назад, можно было заглянуть в щель между радиаторами и увидеть, что вода проходит свободно.
Осмотр снятых креплений показал, что верхние можно было и не менять, а вот нижние сильно разбиты. Я решил надеть на нижние штыри радиатора термоусадочные трубки, чтобы уменьшить люфты. Вначале слегка растянул их пассатижами, потом надел, и прогрел строительным феном.
Но если слева по ходу движения в результате люфт практически пропал, то справа он остался большим. У меня сложилось впечатление, что справа сам штырь изношен.
Там, кстати, и старое крепление было сильнее разбито. Пришлось дополнительно намотать два слоя изоленты – в результате люфт был сведен к минимуму.
Вентилятор ставится тоже просто. Я поставил Febi, как имхо наиболее приличный из недорогих. Пока претензий нет, кроме того, что кабель длиннее и болтается в воздухе – пришлось приматывать к нижней ноге вентилятора.
Дальше радиаторы притягиваются друг к другу, и телевизор возвращается на свое место. Его конструкция допускает люфт +- несколько мм вокруг точек крепления. Если задвинуть слишком вверх, будет сложно ставить фары. Если дать провиснуть (как на фото), над поворотниками будет щель.
Чтобы не ловить правильное положение, рекомендую отметить его до разборки.
Потом на место ставится усилитель и бампер, и все. Я еще добавил сеточку в решетку бампера – лучше поздно, чем никогда.
Как итог – работа заняла два дня с перерывами, чистого времени наверное 4 + 4 часа, во многом потому, что все делалось впервые. После этого проехал несколько сотен км уже по жаре, все работает, машина не греется. Заехал к тому же мастеру поменять изношенную закладную гайку в защите картера, похвастался, что сам промыл радиатор. Он осмотрел, сказал: "Ну не идеально, но заметно лучше, чем было. Ездить можно". Как часто включается вентилятор – сказать не могу, я его не слышу.