Идея поехать в Псков вынашивалась с 2005 года, но тогда не сложилось. Вообще, у меня 3 заветных города, куда все никак не выберусь: Вологда, Новгород и до этих выходных Псков. В Вологде был в 2004 проездом, так что не считается.
Итак, поехать решили с лучшим другом, с которым выросли вместе. Так как поездка могла сорваться (приболел я) гостиницу заранее не бронировали. В четверг утром, правда, я обзвонил большинство Псковских отелей, но там все было глухо. Пришлось ехать на удачу (хорошо, без девушек отправились. Условия были еще те, в итоге).
Выехали 12 числа в 5 утра, выскочили на Новорижское шоссе. Если, кто не знает, при съезде с МКАДа там заправка Bp. Не смотря на столь раннее время, хвост из страждущих бензина дачников растянулся на несколько сот метров. Решив, что мы не лохи, я втопил и поехал до следующей заправки, но не тут-то было. Следующей заправки не было, хрен знает сколько, а стрелка тем временем прочно легла на ноль. Еле дотянули до какой-то малопонятной и дорогой АЗС «Самсон», видимо, рассчитаной на таких же «не лохов», как я. До Тверской губернии долетели по хорошей дороге, а потом начался форменный ад. ДОРОГ ТАМ НЕТ В ПРИНЦИПЕ!!! В одном месте, сразу за Западно-Двинским районом участок без асфальта, на котором, скорее всего, уже не первый год какое-то подобие ремонта, а точнее едешь по грязи, пройдет сильный дождь, просто стоишь и ждешь, когда просохнет. Справедливости ради, надо отметить, что в Западно-Двинском районе дорога превосходная, не хуже чем в Европе. Разгонялся до 190 по спидометру, будто и не Тверская область. В Псков приехали около 14, могли раньше, но пару раз останавливались покурить минут на 15. Сразу отправились на поиски жилья. Вариантов было немного, кто-то из знакомых посоветовал обратиться к бабушкам на вокзале, но их там не обреталось, там же приметили рекламу гостиницы «Спорт», которую я в интернете не видел. Гостиница на окраине, но нам все равно, лишь бы голову, где преклонить было, тем более, дождь накрапывал. Приехали. Обшарпанная девятиэтажка без вывески. То ли общага, то ли недостроенная больница. Мест нет. Если их нет в такой дыре, то ясно, что нигде их нет. Купили газету «Из рук в руки», стали смотреть раздел «Квартиры на сутки», обзвонили с десятка два вариантов, все сдано. Делать нечего, отправились думать над своим положением в центр, тем более, распогодилось. На берегу реки Великой на Ольгинской набережной, напротив кремля очень симпатичная кафешка с ОЧЕНЬ СРЕДНЕЙ едой из ПЛАСТИКОВОЙ посуды. Кстати, счет в Пскове приносят сразу и просят рассчитаться ДО того, как Вы начнете обедать. Такое, честно говоря, встретил впервые. Пока обедали, обдумывали разные варианты с жильем, в итоге решили ночевать в палатке, которую предусмотрительно захватили с собой. Но не хватало одного коврика и спальника. На календаре 12 июня – День России, магазины закрыты. Выяснили, что в городе есть гипермаркет «Империал» (подобие московских Ашана, Карусели, Глобуса и т.п.), там и докупили коврик, спальник, продукты. Охранник на паркинге сказал, что лучше всего поставить палатку в Жидиловом бору на берегу Псковского озера, там и турбаза есть, в случае чего. По дороге заехали на мемориал в память о Ледовом побоище. Мемориал довольно уродливый, стоит на пригорке в чистом поле, виден издалека))
Жидлов бор – живописное место на берегу Псковского озера, практически на Гдовском шоссе. Неожиданно на маленькой турбазе оказались места, не смотря на то, что вся стоянка была забита машинами из Питера и Прибалтики. «Номер» (именно в кавычках, так как комнату в дровяном сарае без удобств, с умывальником сложно назвать номером) обошелся нам в 600 рэ с человека. Бросили вещи, и пошли пить пиво на озеро. Озеро – прекрасно. Огромное, величественное, оно соединяется с Чудским на котором Александр Невский разгромил Тевтонцев.
День второй
Утром отправились смотреть Псковский Кремль. Позавтракали в кафе возле оного, машину оставили на площади перед каким-то административным зданием. Кремль красив. Сначала вы попадаете в т.н. Давмонтов город, где располагаются приказные палаты (целые) и остатки церквей, откопанные в ходе археологических исследований. На входе сидят тетеньки и оооочень настойчиво предлагают экскурсии за 500 рэ. Вообще, в Псковской области надо платить за все. Если Вы купили, скажем, билет в Изборскую крепость, это значит, что придется купить еще несколько для посещения всех ее достопримечательностей.
Как я уже писал, Псковский кремль красив и необычен. Больше похож на средневековую крепость. Проблема в том, что кроме кафедрального собора и небольшого здания в нем ничего не сохранилось, даже стены были восстановлены после войны. Немцы хозяйничали в городе с 1941 по 1944 гг. когда они отступали, уничтожили примерно 95% построек за исключением церквей, которые были заминированы. Но гулять по Кремлю здорово. После, мы пешком прошлись до краеведческого музея (очень советую), по дороге посмотрели несколько церквей традиционной псковской архитектуры, понаблюдали «Реставрацию по-псковски»: стройная и красивая девушка в строительном топике и узких строительных джинсах (униформа) выполняла штукатурные работы на одном из зданий. Завораживающее зрелище. Кстати, нигде более не видел такого обилия красивых девушек, вернее сказать, некрасивых не встретилось))). После музея вернулись к машине и выехали в Печоры. Тут начался жутчайший ливень. По дороге заехали в Изборск, осмотрели крепость, поднялись на смотровую площадку, к сожалению, дальнейшее изучение красот древнего Изборска было прервано совсем уж некрасивым по своей мощи дождем, к тому же, туристов там еще больше чем в Пскове + огроменная тусовка реконструкторов. После Изборска приехали в Печоры. Пообедали в кафе, где встретили совершенно случайно московских знакомых, после осмотрели дивный по своей красоте Свято-Успенский монастырь. Вообще, Печоры – город о 3 дома вокруг монастыря. В свое время, в конце 30-х он находился под Эстонской оккупацией, которая, хоть и продолжалась несколько лет, оставила мощный след. Кто был в Прибалтике поймет. В Печорах очень похожая на маленькие прибалтийские города планировка. До того, как Эстония стала частью ЕС, она претендовала на весь Печорский район. Многие жители района пользовались этим и служили в Эстонской армии 9 месяцев халявы, вместо 2-х лет нашей))
После осмотра города решили съездить на границу, благо с Эстонией она проходит прямо на окраине города. Тут стоит отметить, что при повороте с трассы на Печоры везде есть указатель «Платная дорога», продублированный на английском. Это информация для Эстонцев, которые оплачивают ее на своей территории. Так вот, границу мы нашли не сразу. Доехали до какого-то шлагбаума с надписью «Платная дорога Граница с Эстонией Печоры – Изборск». Я решил, что это, как раз платная дорога до Изборска по российской территории и подошел к кассе, чтобы оплатить ее. Отдал 150 рублей, мне выдали квитанцию, уже почти подняли шлагбаум, но потом поинтересовались о наличии «Зеленой карты» (Европейская страховка). Оказалось, что это и есть граница, дальше Эстония. Предложили за 1700 рэ купить страховку и ехать в Эстонию. Не совсем понял, а как же виза и загранпаспорт. Может, кто просветит, как в реальности обстоят дела с пересечением границы, так как справа от КПП была деревушка уже на эстонской территории. Никаких заборов, проволоки, погранцов. Только табличка, оповещающая о входе в другое государство. Так что мы, можно сказать, нарушили границу)))
Потом поехали в город Остров, где собирались ночевать. По дороге слушали радио на эстонской мове)). Ехали не по федеральной трассе, а по маленькой дороге между населенными пунктами. В Псковской губернии оч хорошо развита дорожная сеть. Можно ехать не по главной дороге, а по маленьким дорожкам меж деревень и все равно предешь в любой крупный населенный пункт. В Острове ГАИшники показали нам гостиницу, мест в которой, конечно же не было. Зато нашли гостиницу с дальнобойщиками и проститутками на выезде из Острова. Место довольно стремное, хоть и на трассе: 2-х этажный барак на развалинах какого-то старого советского техцентра. Зато, дешево, очень дешево. 300 рублей с человека. Комната, удобства на 1 этаже. Пришлось ночевать там.
День третий
Проснулись и сразу выехали по направлению Пушкинских гор. Наскоро позавтракали в кафе «Клаксон» на трассе и уже в 8 с копейками были на месте. Там странная система, как я уже писал, в Псковской области за все надо платить. Может, мы совершили ошибку, что сначала поехали в Тригорское, где единый туристический центр. Пришлось купить парковочный билет на все стоянки заповедника. Что-то в районе 200 рэ., причем требовали его, только перед турцентром в Тригорском, в других местах, просто парковки, совершенно бесплатные.
Заповедник Михайловское очень большой, объединяет несколько усадеб, но интересен только с точки зрения природы и археологии (много древних городищ). Построек Пушкинской поры сохранилась одна штука. Сначала доблестные крестьяне в 1918 пожгли и пограбили барское имущество, в 1937 к 100-летию со дня смерти поэта все это восстановили, а в 44-ом немцы при отступлении сожгли усадьбы заново. На осмотр примерно половины музеев ушло часа 3, потом выдвинулись в Святогорский монастырь, где поэт похоронен, а оттуда уже в Москву по другой дороге, вновь через деревни. Асфальт не разбитый фурами и автобусам много лучше чем на федеральных трассах. На основную дорогу вышли в Великих Луках, там же пообедали в каком-то ресторанчике и заправились. АЗС типа нашей Bp с таким же сервисом и кафешкой, и очень вежливым персоналом, но система не продумана: также, как и на Бритиш петролиум сначала заправляешь, потом оплачиваешь, только сам, без заправщика. То есть, в принципе, можно и не оплатить, так уехать. Странная система…
До Москвы добрались без приключений, только один раз, уже на въезде в МО обгонял грузовичок, который объезжая машины на обочине подвинулся влево, и меня вынесло на встречную обочину. Чуть в лес не улетели. Сразу вспомнил известный ролик с БМВ и бензовозом, но, Слава Богу. Ура Шкоде с ее хорошей управляемостью. Дальше была полуторачасовая пробка за Волоколамском из-за ремонта моста, и, здравствуй, Столица! Дома был около полуночи, выехали из Пушкинских гор в 14.
Итог: почти 1700 км., без малого 3 бака бензина, по дороге туда первый ГАИшник попался только возле Пскова, о засадах предупреждают ВСЕ встречные водители за что им отдельный респект)) Общий бюджет поездки, что-то около7 тысяч.
Есть вопросы, ю а велкам!