Как то делать было нечего и решили мы с друзьями от скуки прокатиться по заграницам. Папуасско-тюленьи курорты с маршрутами от лежака до бара были отметены сразу и оставлены для домохозяек. Так как по Прагам-австриям-германиям-италиям проехались прошлым летом, то на этот раз решили махнуть в одно из красивейших мест на нашей планете - в Норвегию. Сказано-сделано. Изучены интернет-отчеты таких же (не?)нормальных путешественников. Составлен примерный маршрут. Шенгенские мульты получены в Эстонском консульстве на удивление просто. Продукты, сигареты, водка закуплены. Навигаторы заправлены. Ехать решили двумя машинами.
И вот 4 июня ранним солнечным утром двинулись по Новориге, от приближающегося циклона удалось убежать (как потом узнали из новостей, в Москве этот циклон повалил несколько сотен беззащитных деревьев)
Границу в Куничиной Горе преодолели быстро, удачно миновав очередь из стареньких пасцатов-бензовозов (если кому надо расскажу, как это надо делать правильно) и… вот она, заграница! Вроде совсем недавно Эстония была СССР, а как все отличается - возделанные поля, аккуратные деревеньки, ровные и шершавые дороги…
Проехали Тарту (местная достопримечательность - падающий дом)
Приехали в Таллинн около 21.00. Остановились в отеле Брааво. На редкость удачно. Большой 2-х ярусный номер-аппартаменты с кухней, огромной бесплатной парковкой. Расположен в центре прямо на границе старого города. Рекомендую. Вечером расслабились в Берхаусе, попив свежего пивка со свиными ушками. На следующий день прогулялись по городу:
Попили чудного кофе в этой кофейне (в дверь направо - рекомендую!):
Закусили всяким снадобъями местного приготовления:
Съездили на Таллинское взморье:
Красота.
Но надо двигаться дальше. Вечером грузимся на паром до Стокгольма (билеты на него были заранее приобретены в Москве).
Утренняя Швеция нас встретила лучезарной улыбкой:
Почетным караулом:
И пробитым колесом (причем боковой порез - колесо пришлось выбросить):
Пипец! И это в Стокгольме, в центре города, прямо на набережной в 50 м от королевского дворца!
Погуляв по Стокгольмам, поискав Карлсона-который-живет-на-крыше...
Увидев кое-что родненькое:
...наша «экспедиция» отправилась по трассе Е4 на север в сторону Норвегии
Ночь встретили в живописном месте в очень милой деревенской гостинице Vilan Hotel (695 sek за номер). Так как из будущих постояльцев мы были одни (сезон еще не начался) пришлось с помощью местных жителей и ломаного аглицкого искать ее владельца. Нашли. Не пожалели. Утром нам был приготовлен отменный завтрак (входит в стоимость)
Дорогу к гостинице нам указал местный гаишник:
Заселившись в гостиницу и выйдя прогуляться буквально в 50 м мы увидели красоту, о которой и не подозревали:
Прямо там же решили поужинать
Портативную газовую плитку мы тоже прихватили из дома
Утром рванули дальше. Дорога стала медленно подниматься на горное плато и вот она, Норвегия!
Первым крупным норвежским населенным пунктом стал г. Ророс (Рёрус). Это городок из прошлых веков, состоящий из колоритных домиков и узеньких улочек, построен в 17-19 вв. рядом с медными рудниками. Ророс известен тем, что центр города почти не изменился по сравнению с 18 веком - времени расцвета Ророса как места угледобычи и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. От себя добавлю, что зимой это одно из самых холодных мест вроде как и не только Норвегии.
Там же встретили первого коренного норвежца:
Местная Шкода Кстати с удовлетворением замечу, что Шкод по скандинавии ездит множество, несравненно больше чем так любимых в нашей стране представителей японского автопрома
Стали свидетелями какой-то шпионской истории...
Ророс очень понравился, но... дорога ждет!
Двинув дальше в сторону Тронхейма – третьего по населению города Норвегии, расположенного на берегу Тронхеймского фьорда, по пути сварили супчик в одном из многочисленных мест отдыха :
Отдельно замечу (и это для нас был первый культурный шок), что все места отдыха (которых великое множество), как бы далеко от цивилизации они не находились, оборудованы чистыми туалетами с водой, туалетной бумагой и бумажными полотенцами, жидким мылом + даже спец кабинки для инвалидов! Бесплатно. Интересно сколько бы такой туалет продержался у нас?
Заночевали в одном из кемпингов, попавшихся нам по пути. За 900 nok мы сняли на первый взгляд мало привлекательный снаружи, но очень комфортабельный внутри коттедж, оборудованный кухней (в т.ч. с посудой на все случаи жизни), приличным санузлом, гостинной с камином и двумя спальнями.
Кстати, для интернет зависимых добавлю, что во ВСЕХ местах ночевок присутствовал халявный инет
Отпраздновав 1-й день в Норвегии, утром отправились в путь.
Далее по очень живописной 70-й дороге поехали в Кристиансунд, между островов проехали по подводному туннелю - очень прикольное ощущение. Сначало спускаешься вниз (судя по тому, что закладывает уши, глубина приличная), а потом дорога идет вверх. Проезд если что платный
Сделав в городе небольшую остановку, поехали вдоль побережья по знаменитой атлантической дороге № 64 с ее не менее известным «горбатым мостом»:
проехав очередной паром и поторговавшись с паромником:
рванули в Олесунн (Алесунд)
Из википендии:
Город Олесунн расположен между Хьюронд-фьордом и Гейрангер-фьордом внесенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Административно Олесунн входит в фюльке Мёре-ог-Ромсдал и находится на семи островах. Центр города стоит на островах Aspøy и Nørvøy, а на Hessa и Oksnøy построены жилые районы. Остров Elingsøy (второй по площади) доступен только по морю или по дороге через город Скодье (Skodje), где в 1987 году был построен подводный туннель.
Согласно легенде, Роллон или Роберт I, основатель династии князей Нормандии (X век), родом из поселения Giske, к северо-западу от Олесунна.
Особый городской пейзаж Олесунна (неоклассические и неоготические каменные здания с рельефами, башенками и гербами) сложился в результате трагедии. В ночь на 23 января 1904 года город был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром (как и в других городах Норвегии дома Олесунна все были деревянными). Удивительно, но лишь один человек погиб в огне, однако более 10 тыс. человек остались без крова.
Восстановлением города занимался архитектор, сторонник стиля «ар нуво», популярного в то время в Европе. Частично финансировал восстановление города германский кайзер Вильгельм II, любивший отдыхать в окрестностях города. Таким образом, большинство зданий города были построены между 1904 и 1907 годами, а башенки, шпили и другие интересные архитектурные детали сделали город одним из самых своеобразных городов Норвегии и популярным туристическим объектом.
Действительно, город впечатляет:
Местный байкер
А это вид на город с горы
Насладившись заходом солнца и подправив флюгер
отправились в поисках ночлега. Но...
учитывая что мы заранее не бронировали отели, в Олесунне нам заночевать не удалось Мест не было ни в одном отеле даже несмотря на их дороговизну (самый дешевый номер от 1800 нок – это около 10 тык наших руб.)! Более того мы не смогли найти место и в окружающих кемпингах. Вот тут нам и пригодилась прихваченная на всякий случай палатка Романтика! Ну и сэкономленные деньги )
После ночлега завернули на дорогу № 63, в простонародье именуемую «Дорогой троллей». Езда по ней - завораживающее зрелище!
Из википендии:
Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес и Валлдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен . На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.
Вид на собственно лестницу троллей сверху
А это типа схемы дороги
К сожалению, смотровая площадка была на ремонте, и сделать с нее снимок не удалось.
Там же встретили одного из тех самых троллей, которые гадят у нас в конфе А5 на славную коробку dsg. Естественно он тут же получил в пах от моего друга:
Прокатившись по «дороге троллей» и опять переправившись на пароме
встретили автопробег на Нордкапп родственного нам французского клуба любителей а/м Морган:
Помахали им ручкой и передав привет от Шкода-клуб.ру, двинулись дальше. Переправившись на очередном пароме, дорога привела нас на край обрыва к видовой площадке, откуда открывается панорама одного из самых знаменитых фьордов Герангер и одноименного ему населенного пункта. Узкий извилистый фьорд теснят отвесные скалы, с которых низвергаются множество мощных водопадов.
Спустившись вниз в Герангер по еще одной дороге «Троллей», покушали мороженое, посмотрели вблизи стоявшие на рейде огромные круизные корабли, поехали дальше…
Опять поднявшись в горы, въехали в прямом смысле в облака
А выехав из облаков, попали в зиму! Жесть! А ведь буквально час назад загорали на солнышке в Герангере!
Кое где коммунальные службы заканчивали расчищать дороги от снега (и это в июне!):
Ночь застала нас в очень уютном отеле Гротли (Grotli), оформленным в традиционном деревенском норвежском стиле, с деревянными полами и деревянной мебелью и очень вкусной едой.
Так как в нескольких десятках километров находился самый большой по площади ледник Nigardsbreen мы рванули туда.
По дороге на одном из кемпингов нам попался музей тракторов. До этого момента я не знал, что фирма Порше выпускала тракторы:
Недалеко от ледника в очередном кемпинге сняли прекрасный домик и провели вечер на берегу ледниковой реки.
Утром поехали на ледник. От стоянки автомобилей пришлось с небольшой долей экстрима пройти 2 км по «тропе». Но это стоило того! Ледник впечатлил, зачот ему однозначно!
После ледника наш путь лежал в г.Берген.
Для тех, кто не в теме - Берген, второй по величине город Норвегии, основан между 1066 и 1093 годами. Норвежский король Улав Кире провозгласил городом эту древнюю гавань викингов. В XIII веке Берген стал столицей Норвежского королевства, оставаясь самым большим городом страны вплоть до XX столетия.
Естественно прогулялись по Ганзейской набережной, которая занесена в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО как одно из самых значительных архитектурных сооружений средневековья.
Кроме того, это наверное самый дождливый город на планете. Дождь там 360 дней в году Ну и нам тоже перепало. Весь день лил дождь, дул ветер и было довольно холодно – 10-12 град. Зашли в местный Макдональдс отогреться и скушать филе-о-фиш с норвежским лососем, долго выбирали и в результате ни одна банковская карточка не сработала.. пипец. Этот трабл с карточкой был единственный за все путешествие Пришлось съесть какую то восточную бурду в курдской забегаловке.
Местных девушек от туристов легко отличить по мини, в отличие от нас им совсем не холодно и не сыро
В общем, сбежали мы из этого неласкового города и благополучно заночевали в кемпинге на берегу фьорда километров в 60 от Бергена. При этом на участке этой дороги E16 мы проехали что то около 30 тоннелей! Пипец! Такого количества тоннелей на ед расстояния я не видел нихде!
По дороге в Берген мы встретили вот такой водопад под названием «Твиндефоссен»
Отоспавшись и отогревшись в одном из кемпингов недалеко от городка Voss на берегу чудного озера (или фьорда?)
мы двинули по таким же живописным местам в сторону Осло. Проехали по одному из самых протяженных туннелей в мире длиной 25 км. Видимо, чтобы хоть как то развлечь народ, едущий по тоннелю, примерно посреди него есть 2 такие пещеры с фантастической подсветкой
Прикольное ощущение!
Осло. Последнюю ночь пребывания в Норвегии мы решили шикануть и поселились в более-менее приличный отель практически в центре города, в 100 метрах от королевского дворца.
И что особенно хочется отметить, этот город отличается от других Скандинавских городов тем, что у него есть ночная жизнь. И она бурлит!
Проспавшись, погуляли по городу.
Дом, в котором живет король:
Посетили парк скульптур Вигеланда — один из наиболее известных парков в Норвегии.
Парк был создан скульптором Густавом Вигеландом в 1907—1942 гг. Скульптор не дожил лишь год до его завершения. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих богатейшую гамму человеческих отношений.
Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия.
Башенный корпус Монолита высотой 14,12 м состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.
А вот это одна из самых популярных парковых статуй Sinnataggen (злюка) или «Сердитый мальчик».
Не знаю как других, но меня парк зацепил. Рекомендую. Но на любителя, надо уметь немного включать подсознательное мышление, людям с неустойчивой психикой туда ходить не советую
После Осло наш путь лег в сторону Копенгагена. Вечер нас застал уже в Швеции в славном городе Гётеборг. Так как чурка был умный и гостиницу забронировал заранее из Осло, проблем с размещением не возникло. Во второй части путешествия мы так и поступали – сегодня бронировали отель на завтрашнюю ночь. А учитывая, что с инетом проблем не было, делов то, как говорится, на два пальца.
Гостиница в Гетеборге оказалась довольно уютной, хороший сервис, своя парковка. Но особенно она запомнилась тем, что в честь нашего приезда на флагштоке перед входом был поднят Российский флаг. Скажете, какая мелочь? А приятно
В целом Гётеборг обычный шведский город, ничего особо примечательного. Аккуратный, чистый и тихий. Вокзал, набережная и после 22.00 пустотаа… лююдиии.. аууу!
Вдоволь выспавшись в Гетеборге, наш путь пролег через Мальме по Е20, за денюжки проезжаем длиннюююющий мост
и здравствуй Дания, привет Копенгаген (Kobenhavn)!
Прикольный город. Стандартная программа. Заехали в забронированный из Гетеборга отель «Кабин» - выполнен в стиле корабля, а номера в виде кают – все компактно, рационально, умещается в 2х2 метра Зато относительно дешево и близко от центра. Завтрак - как в студенческой столовой.
Вот собственно фотки города
Вот только с знаменитой русалочкой получился облом! Они, сцуко, ее на полгода одолжили китайцам! А в отстальном очень даже ничего. Нет, вру, штрафанули меня за неправильную парковку! Х.з., когда парковался никаких запрещающих знаков не было, пришел к машине, а под дворником письмо счастья на 600 крон (а это больше 3 тык. наших!) Пришлось заехать в какой то небольшой датский городишко и оплатить, а то ведь вдруг потом не пустят!
Следующей остановкой был Гамбург. Прогулялись по городу, поужинали отличным бифштексом с кровью в одном из сетевых ресторанов, попили добротного немецкого пива. И вообще Германия после Норвегии показалась нам халявой Гостиница 60 евро, подземный паркинг 12 евро/сутки. Ляпота! На следующий день вдоволь пошопинговавшись, тронулись в Берлин.
Покормил местную живность:
Встретил представителя дойче-нива клаб:
В Берлине, как положено, отметились у Бранденбургских ворот, однако штурмом взять Рейхстаг не удалось из-за огромной очереди. Ну и фик с ним, решили мы и отправились ужинать ставшим уже традиционным бифштексом с пивом.
Немного Берлинских фоток:
Вот такие пивные велобайки едят по улицам Берлина:
Утром шопинг на Александрплатц и домой, в Россию. Проскочили Варшаву, останавливаться там уже не было сил и желания. Наступило эмоциональное перенасыщение, очень хотелось домой Далее мотель в Польше, граница, Брест.
Брестская крепость стала завершением нашей культурной программы
Переночевали уже под Минском в очень даже неплохом гостиничном комплексе Веста. Стоило нам это 2500 наших руб. за номер с завтраком. Работает круглосуточно. Беру на себя ответственность рекомендовать эту гостиницу для путешествующих автомобилистов.
Как приехали в Москву, уже не помню
В качестве итога скажу, что поездка очень понравилась. Эмоциональный заряд получен на много лет. Отчет, звиняйте, получился несколько сумбурным и поверьте, фотографии и отчеты в инете не дадут и малой части всего того, что увидишь живьем
Любителям автопутешествий рекомендую, тем более, повторюсь, отдых в Скандинавии заточен именно на вас. Для меня же Норвегия стала той страной, в которую я хочу вернуться еще! А такое со мной бывает очень нечасто
По деньгам – судя по списанию средств с банковской карты, вышло около 120 тык на двоих. Расплачивались исключительно картой. Пробег около 8 тык км. Машина в целом и коробка dsg не подвели и работали на ура