Предыстория банальна - задолбали гремящие клапана, которые я настраивал и по книге, и по советам форума и по наитию. Как-то обдумав тепловые прощессы, происходяшие в ГБЦ и полопатив интернет пришел к выводу - при нагреве мотора зазоры должны увеличиваться. Тут как раз в руки попался лазерный термометр. Теперь собственно эксперимент:
1. Выставил на холодном (+15) двигателе зазоры по книге (0,2).
2. Прогрел двиг до рабочей температуры и проверил зазоры - 0,25мм
3. Начал охлаждать вентилятором двигатель и контролировать процесс изменения зазоров - при +30 и ниже зазоры перестали сильно изменяться и вплотную приблизились обратно к 0,2. Дальнейшее охлаждение до уличной температуты (+5) ощутимого влияния на зазор в 0,2 не оказало.
Теперь выводы - зазор в книге при +20 в 0,2мм нужен чтобы на двигателе при -40 он таки был (какой точно не знаю, но могу предположить что примерно 0,12-0,15мм - сжимается металл всеже хуже чем расширяется). Минимальный зазор нужно выставлять на самом холодном двигателе при самой холодной температуре - меньше он уже не станет. Зазоры изменяются на всех клапанах одинаково независимо впускной он или выпускной. Я же при отсутствии мороза поставил 0,1мм при +5 на холодном двигателе и получил 0,15 на горячем - клапана греметь перестали! Повторное охлаждение двигателя с проверкой в разное время остывания зазоров на разных клапанах не выявило никаких отклонений от вышеприведенной схемы - зазоры при+5 установились на 0,1. Придут морозы - обязательно проверю есть ли дальнейшее уменьшение зазора и насколько сильное, а пока поезжу пару дней и проверю все еще раз.