forum.skoda-club.ru • Просмотр темы - Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Форум об эксплуатации автомобилей Шкода Фелиция (Skoda Felicia) 1994 – 2001.

Модератор: Модераторы конференции

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Ср, 26 авг 2015, 16:40

Ну, мосфет - уже микруха, к которой нужна обвязка, а это опять усложнение схемы и снижение ее надежности. А тут простые и дубовые детали в количестве 4-5 штук - пара транзисторов, пара резисторов и кондер (электролит, самый нежный из всего набора). Да и мосфет мне непонятно - я не электронщик, а полу-электрик (сисадмин)... Я просто даже не знаю, что делать при команде "Мосфет!"...

А че так мало - до 1 секунды? Уже фаза высоких пусковых токов успеет пройти?

И еще по поводу этой схемы... Транзисторы КТ3102 вроде слабоваты по току - до 0,1А. А для стандартного автомоб. реле надо где-то 0,2 А на срабатывание обмотки. Может какой другой транзюк посоветуете?
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Виктор Г » Ср, 26 авг 2015, 18:28

Stonerain писал(а): А че так мало - до 1 секунды? Уже фаза высоких пусковых токов успеет пройти?

И еще по поводу этой схемы... Транзисторы КТ3102 вроде слабоваты по току - до 0,1А. А для стандартного автомоб. реле надо где-то 0,2 А на срабатывание обмотки. Может какой другой транзюк посоветуете?

Двух секунд достаточно. Вместо КТ3102 можно поставить КТ815Б
Ну а что касается схемы, то здесь фантазия безгранична. Конечно, можно и такой вариант использовать. Важен результат. Ну а у каждого из нас, есть свои возможности и способности.
Skoda Felicia 1.3 - 97 год.
Аватара пользователя
Виктор Г
 
Сообщения: 965
Зарегистрирован: Чт, 11 июн 2009, 14:13
Откуда: Алма-Ата

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Ср, 26 авг 2015, 21:54

Stonerain писал(а):Ну, мосфет - уже микруха, к которой нужна обвязка, а это опять усложнение схемы и снижение ее надежности. А тут простые и дубовые детали в количестве 4-5 штук - пара транзисторов...

А , это да. У меня на работе рисунок был заблокирован, поэтому схемы не видел. К ней трудно что-то добавить — она практически идеальна. Только параллельно обмотке релюхи поставьте диод, иначе транзистор вышибет при первом же выключении релюхи.


Stonerain писал(а):...А че так мало - до 1 секунды? Уже фаза высоких пусковых токов успеет пройти?...

Ток падает по экспоненте, основной пик спадает за 0,1 сек., когда лопасти сдвинулись с места.


Stonerain писал(а):... Транзисторы КТ3102 вроде слабоваты по току - до 0,1А. А для стандартного автомоб. реле надо где-то 0,2 А на срабатывание обмотки. Может какой другой транзюк посоветуете?

Да, берите кт815 (BD139).
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Чт, 27 авг 2015, 23:17

угу, спасибо.
А диод ставить в нормальном - прямом включении и без токоограничивающих резисторов?
И кстати, при смене транзисторов на КТ815 номиналы прочих резисторов не нужно менять - можно такие оставить? А то для меня это вообще темный лес - как они подбираются...
Посмотрел, что такое мосфет... оказалось транзистор, который открывается при подаче напряжения на управляющий вывод... То есть почти реле функционально... правда для подключения к нему вентилятора он должен быть огромным под такие токи... на него тоже все-равно придется релюшку вешать... То есть мосфет получается тут пятым колесом...
И еще это... схема взята с форума ниссановодов - тоже под двуступенчатое включение вентилятора. Там вроде ни кто не жаловался, что транзисторы накрываются... а с каким процессом связана опасность накрытия транзистора при выключении реле? Выбросом с обмотки движка вентилятора? Или еще с чем... Кстати, а куда девается импульс с потенциала этой обмотки вентилятора при его выключении? В бортовую сеть на радость электронике? Может энтот вентилятор каким-нить конденсатором шунтировать типа того, который на генераторы ставится?
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Виктор Г » Пт, 28 авг 2015, 3:00

Вот стоит транзистор и диод. Никаких реле здесь нет.
Изображение
В вашем случае, добавляется диод.
Изображение
Skoda Felicia 1.3 - 97 год.
Аватара пользователя
Виктор Г
 
Сообщения: 965
Зарегистрирован: Чт, 11 июн 2009, 14:13
Откуда: Алма-Ата

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 9:42

Ребят, спасибо. Просто все нарисовали :beer:
Кстати, диод получается "навстречу" плюсу стоит...
И все-таки ради понимания смысла идеи - от чего этот диод защищает и при смене транзисторов на КТ815 не нужно ли менять номиналы прочих резисторов - можно ли такие оставить, как на схеме? А то для меня это вообще темный лес - как они подбираются...

Схема плавного пуска, конечно, подкупает - красиво и по-уму... но смущает низкий диапазон внешних рабочих температур у NE555... от 0 до +50... Под капотом в Москве явно другие перепады... Не сдох бы за зиму... Там есть какие-то NA555 и SE555 - вроде то же самое, но с расширенным диапазоном окружающей среды :pardon: Ничего про них не знаете? ... Поэтому и есть мысль использовать гораздо более простую и тупую систему (надежную???) с двухступенчатым пуском... :oops:

ЗЫ... ВикторГ, это... типа намекаете, что в устройство задержки можно вместо реле запихнуть эту IRFP064N c диодом и получится электронное компактное реле вместо механического? Я посмотрел - этот IRFP064N токи до 100 А держит... круто... :crazy: кстати, его тогда надо будет на радиатор какой-никакой сажать :roll:
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 9:56

Stonerain писал(а):... а с каким процессом связана опасность накрытия транзистора при выключении реле? Выбросом с обмотки движка вентилятора?...

Да, как-то так. После отключения катушки, она старается поддержать текущий через неё ток, благодаря чему на её выводах в момент размыкания появляется довольно высокое напряжение да ещё и обратной полярности. Вот транзистор и вышибает. С другой стороны у полупроводников есть ненормиранный запас прочности, поэтому работать в большинстве случаев будет, но полагаться на это не следует. Тем более, что загибаться всё имеет тенденцию в самый неподходящий момент.


Stonerain писал(а):...а куда девается импульс с потенциала этой обмотки вентилятора при его выключении? В бортовую сеть на радость электронике?...

Цепь разрывается термовыключателем и между его контактами возникает микроискра. Глазом может быть не видна, но полупроводник свалить может.

Добавлено спустя 5 минут 52 секунды:
Stonerain писал(а):...электронное компактное реле вместо механического?...

Я делал: http://pahom.tode.cz/auto/20-aurotelay.html
Только оно без задержки. Просто реле. Электронное только.
(будете смотреть, не упустите возможность кликнуть на рекламу :D)
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 11:37

прикольно.
А диодный мост-то там зачем?
И в чем преимущество перед механическим? может там и написано, но я по-чешски не очень... хотя если поднапрячься, то многое понятно. Интересный язык. Мне нравится больше болгарского из славянских, сходных с русским... :)
А рекламы что-то нету... может ее давят где-нить у нас?...
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 12:11

Stonerain писал(а):...А диодный мост-то там зачем?...

Потому что не знаете заранее будет ли плюс на 85-м или на 86-м пине - релюхам без разницы, а вот транзюкам смертельно.

Stonerain писал(а):...И в чем преимущество перед механическим?...

Ну... эта... как сказать... оно когда свербит, особо премуществ и не требуется... Это что-то типа как в параллельной ветке про светодиоды в поворотниках :D
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 12:51

понятно. Интересно - в плане надежности - лучше мех или такое электронное.... наверное, особо без разницы... они по-разному работают и по-разному помирают... Единственно - габариты... Можно попробовать скрестить устройство задержки с этой IRFP064N в качестве реле и разместить все в корпус от автореле навесным монтажом. Получится компактное устройство для двуступенчатого пуска. Вобщем соберу, проверю, отчитаюсь. Единственно, что не быстро - времени нету, а еще надо в магазин за детальками сгонять... И еще про резистор нагрузочный мощный не забыть...

Добавлено спустя 40 минут 55 секунд:
Вобщем так - думаю, это можно сделать в целом так:
Изображение
Единственно, что вызывает сомнение корректность переноса вентилятора "под" мосфет. Но это связано с тем, что мосфет подает "импульс массы", а не напряжения, а 1-я ступень подает напряжение через термовыключатель... Иначе пришлось бы переделывать проводку к термовыключателю, чтобы он тоже "импульс массы" подавал на карлсона...
БУДЕТ ТАК РАБОТАТЬ? Коллеги? Ничего не упустил?
кстати, достоинство схемы в том, что даже если погибает схема, то карлсон останется работоспособным как минимум на половине скорости - через резистор. Скорее всего, его даже и так хватит не в экстремальных режимах - в пробках в гору по жаре на экваторе. :crazy:
Последний раз редактировалось Stonerain Пт, 28 авг 2015, 13:42, всего редактировалось 3 раз(а).
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 13:33

Если до вечера подождёте, помогу "скрестить", выложу схемку.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 13:43

Я не шибко тороплюсь. Машин пока все-равно без тормозов стоит на приколе... :)
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 21:00

Так, стоп-стоп. Стормозил я - не заметил одну дурость: релюху надо лепить не в эмиттер, а в коллектор:
Изображение
ибо нефиг зря этот транзистор греть. В случае с мосфетом - так тот просто выгорит.

Добавлено спустя 7 минут 42 секунды:
Как говорится "Критикуешь — предлагай". Предлагаю своё творение:

Изображение

Работает оно так:

Изображение

После срабатывания термодатчика на Карлсона подаётся 14,4В через резистор Rpower, т.е. ток принципиально им ограничен до 14,4В/1Ом=14,4А, но поскольку сопротивление тоже около одного ома, то и ток получается около 5...8 ампер. Карлсон начинает взлетать разгоняться. Через 300мс начинает открываться мосфет, который через 100мс закорачивает резюк и карсон выходит на полные обороты. Всё.
После выключения кондёр разряжается через резюк и схема готовится к следующему запуску.

Как видно из графиков, мощный резюк можно выкинуть, тогда карлсон запустится через него тоже всего за 100мс, но гораздо плавнее, чем непосредственно от термовыключателя. Вполне возможно.

Мосфет греется только в момент включения; во включенном состоянии его сопротивление порядка 0,01 ома и на нём рассеивается (10А^2)×0,01А=1Вт, так что достаточно будет и небольшого радиатора. Я бы залепил их штуки 2-3 параллельно, места заберут меньше, чем один с радиатором :D
Последний раз редактировалось Error Сб, 29 авг 2015, 19:52, всего редактировалось 1 раз.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 21:34

Вы - маньяк. :good: :Bravo: :beer:
Я, правда не очень понял, что Вы откладывали по Х и У (числа 15000 и 2000 ни о чем не сказали и додумать не получилось). А, все понял - по Х время в мс - 2 секунды отложены, а по У - напряжение в В - 15 Вольт отложено на оси... Панятна... Хотя на некоторых графиках вроде обороты по смыслу нарисованы, а отложено напряжение :roll: Но красотища все-равно!
И никаких транзисторов? Прямо вот так сразу в сеть мосфет с конденсатором включать и им всего хватит для работы? :Bravo: Ну, ладно... совсем простая схемка вышла... :good:
Еще бы уточнить параметры стабилитрона D1 и мощности резисторов в обвязке мосфета... Хотя, наверное - мелкие - 0,25Вт... Да?
Конденсатор на 16В - мало запаса на напруге - потечет. Нужно 25В минимум. И резистор R2, наверное, все-таки по-больше... пусть разгон на половинном токе будет по-дольше хотя бы до 0,5-0,7 сек... Имхо.
Несколько мосфетов - дорого. У нас они по 80 руб за штуку. А радиаторы у меня с матплат надерганы в неограниченном количестве бесплатно. :D
Последний раз редактировалось Stonerain Пт, 28 авг 2015, 21:52, всего редактировалось 1 раз.
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 21:49

Абсцисса - время. Графики показывают, что делается в схеме в течении 2.000 миллисекунд (2 сек). Первый график - напряжение, идущее с термовыключателя: просто замкнуло и 14,4 вольт в нагрузку. Зелёный - напряжение на затворе мосфета.
Синий - напряжение на карлсоне. Плоская "полка" сразу после включения - то, что идёт через мощный резистор, пока фет выкючен. Затем фет включается и - полный ход.
Красный - ток через термовыключатель.

Добавлено спустя 9 минут 37 секунд:
Stonerain писал(а):Еще бы уточнить параметры стабилитрона D1 и мощности резисторов в обвязке мосфета... Хотя, наверное - мелкие - 0,25Вт... Да?
Конденсатор на 16В - мало запаса на напруге - потечет. Нужно 25В минимум...

Стабилитрон - на 16В. Поэтому и кондёр на 16В. Ясно дело, можно на 25, просто там и так будет порядка 90% от бортовой сети, а в ней обычно меньше 15 вольт. При пробое диода в мосте напряжение может взлететь до 20 вольт и если Вы в таком состоянии всё-таки решитесь выехать на МКАД, чтоб перегреть мотор в пробке, то и тогда стабилитрон его удержит на 16 вольтах. Тем не менее, через пару минут Вы мотор-таки выключите :)
Сам же стабилитрон хранит не столько кондёр, сколько затвор фета и может без проблем быть на 14...16В.
Резюки в обвязке - да, 0,25Вт.
Последний раз редактировалось Error Пт, 28 авг 2015, 22:02, всего редактировалось 1 раз.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Пред.След.

Вернуться в Škoda Felicia 1994 – 2001

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4