Электронная версия экспертизы. Живьем она дополнена фотками, подписями, печатями.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
394006, г.Воронеж, Краснознаменная 2,
Тел/факс 78-24-78, 77-33-12
e-mail: cvlse@icmail.ru
№3725/3 от 29.10.2009 г.
АКТ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с договором от 20 октября 2009 г. между ГУ Воронежский РЦСЭ в лице начальника Долина А.Н. и , проживающей по адресу: 68 экспертному исследованию подвергался автомобиль «ŠKODA OCTAVIA TOUR», принадлежащий Быковой
Исследованием требовалось установить следующее:
«1. Имеются ли на а/м «Шкода Октавиа ТУР» г.н. …… дефекты ЛКП?
2. Являются ли эти дефекты производственными или эксплуатационными? Устранимы ли эти дефекты?
3. Возможно ли устранение выявленных дефектов в условиях СТО с характеристиками, адекватными заводским?»
Исследование проводилось ведущим экспертом отдела СЭ Соломиной Татьяной Анатольевной, имеющей высшее физическое образование, квалификацию по экспертной специальности 10.2 «Исследование лакокрасочных материалов и покрытий», стаж экспертной работы по специальности – с 1972 года.
При производстве экспертного исследования использовалась следующая методическая и научно-техническая литература:
1. Беляев А.В. и др. «Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий», ЭКЦ МВД РФ, М.,1998.
2. «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации», Методическое руководство для экспертов и судей, РФЦСЭ МЮ РФ, М., 2006.
3. «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий», вып. 1-3, ВНИИСЭ, М., 1988-1989.
4. ГОСТ 9.032-74. ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
5. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, М., 1991.
6. Технологическая инструкция И 04000.37.1021.139-2000. Окраска кузовов автомобилей. Технологический цикл. АО «АВТОВАЗ». Тольятти, 2000.
7. Технологическая инструкция И 37.101.0017-2001 Система качества. Автомобили. Требования к окрашенным поверхностям кузовов деталей автомобилей ВАЗ. АО «АВТОВАЗ». Тольятти, 2001.
1. Внешний осмотр
Осмотр автомобиля проводился 20 октября 2009 года во дворе Воронежского РЦСЭ при дневном освещении с 11 по 13 часов в присутствии владельца автомобиля
Измерения производились линейкой с ценой деления 1 мм, фотосъемка велась цифровой фотокамерой «Canon PowerShot A470».
При внешнем осмотре было установлено следующее:
На исследование представлен легковой автомобиль «ŠKODA OCTAVIA TOUR», идентификационный номер (VIN) ХW, 2008 года выпуска, цвет кузова черный, государственный регистрационный знак автомобиля – ,что соответствует свидетельству о регистрации . Показание спидометра на момент осмотра 17631 км.
Общий вид автомобиля и обозначения его идентификационного номера показаны на фото №1-5 в приложении к заключению.
По словам владельца, автомобиль в дорожно-транспортных происшествиях не находился. Видимых механических повреждений на кузове автомобиля не имеется.
Видимых следов термического воздействия и следов химического и биологического воздействия на ЛКП кузова автомобиля не наблюдается.
При осмотре было установлено, что практически на всех деталях автомобиля имеются локальные повреждения слоя лака в системе ЛКП различной степени выраженности в зависимости от времени образования: от едва заметного шелушения лака до полного его отслоения.
1) на капоте - 3 дефектных участка наибольшими размерами 9х12 мм, 3х4 мм и 6х8 мм в виде трещин и частичного отслоения лака (см. фото №№6-8 в приложении к заключению), а также множественные точечные (т.е. менее 1 мм в поперечнике) повреждения лака;
2) на правом переднем крыле и правой передней двери – единичные точечные повреждения лака;
3) на правой задней двери в верхней части под рамкой окна - 1 дефектный участок размерами 7х15 мм (см. фото 9);
4) на правой задней крыле - 1 дефектный участок наибольшими размерами 2,5х5 мм в виде трещин лака (см. фото №10);
5) на крышке багажника – 2 дефектных участка ЛКП: один из них наибольшими размерами 9х14 мм в виде тонких трещин лака (см. фото №11), другой – в виде пятна с шелушением лака наибольшими размерами 3х6 мм (см. фото №12);
6) на левой задней двери в передней ее части – 1 дефектный участок в виде пятна округлой формы диаметром 3 мм с шелушением лака (см. фото №13);
7) на крыше – множественные повреждения лака: наибольшее на участке 15х20 мм в виде трещин с последующим отслоением лака (см. фото №14), в виде вспучивания лака на участке размерами 3х4 мм (см. фото №15), локальных повреждений лака наибольшими размерами 2х3 мм, 2,5х3 мм, 4х4 мм.
Далее проводилось определение толщины ЛКП на каждой детали автомобиля и его твердости.
Толщина ЛКП определялась поверенным толщиномером «Elcometer», модель А311 FNF №6202307046 с точностью до 10 мкм. Измерения производились по общепринятой методике [2]. На каждой окрашенной детали кузова автомобиля измерялось значение толщины в 6-9 различных точках, после чего определялось среднее арифметическое значение толщины ЛКП каждой окрашенной детали кузова автомобиля. При этом было установлено, что толщина на деталях кузова автомобиля изменяется от 90 мкм до 130 мкм и в среднем составляет 103 мкм, что соответствует требованиям нормативно-технической документации [6].
Твердость ЛКП определялась с помощью набора карандашей «KOH-I-NOOR» различной степени твердости, начиная с самого мягкого: 2В, В, НВ, F, Н, 2Н [2]. В результате было установлено, что твердость лакокрасочного покрытия исследуемого автомобиля составляет «В», что не соответствует твердости ЛКП автомобилей. Согласно нормативно-технической документации [7] твердость ЛКП должна быть не менее «Н». На фото №16 показаны риски, образованные карандашами твердостью «Н» и «НВ».
Таким образом, ЛКП исследуемого автомобиля сформировано с нарушением заводской технологии (вероятно, нарушен процесс сушки или применен лак, не содержащий специальные добавки), что привело к значительному снижению твердости ЛКП.
Пониженная твердость ЛКП является явным производственным дефектом, который должен быть выявлен и устранен на заводе-изготовителе [5].
На кузове исследуемого автомобиля имеются также видимые дефекты ЛКП в виде повреждения лака: шелушения, растрескивания с последующим отслоением. Причем, процесс этот развивающийся во времени.
Поскольку повреждения ЛКП возникли в процессе эксплуатации автомобиля самопроизвольно без какого-либо механического, химического или биологического воздействия, выявленные повреждения ЛКП являются проявлением скрытого производственного дефекта ЛКП автомобиля [5].
Для устранения выявленных явного и скрытого производственных дефектов ЛКП необходима полная перекраска кузова автомобиля.
Перекраска кузова автомобиля в условиях сервисного предприятия (СТО) с достижением качественных характеристик ЛКП, адекватных заводским, технологически невозможна, поскольку в заводских условиях фосфатный (цинкофосфатный) слой и нижний слой грунта наносятся методом электроосаждения, что невозможно сделать в условиях СТО.
Следовательно, окраска, проведенная на СТО, будет классифицироваться как ремонтная, а автомобиль – как бывший в ремонте. При этом потребительские свойства автомобиля снижаются.
Согласно [2], дефект, который не может быть устранен по технологии завода изготовителя, относиться к неустранимым дефектам.
В Ы В О Д Ы
1-3. На автомобиле «ŠKODA OCTAVIA TOUR», идентификационный номер (VIN) Х, 2008 года выпуска, принадлежащем ., имеются следующие недостатки (дефекты) ЛКП:
- существенно заниженная твердость ЛКП, что является явным производственным дефектом, который должен быть выявлен и устранен на заводе-изготовителе;
- множественные повреждения слоя лака в системе ЛКП: от легкого шелушения до отслоения лака на значительных участках. Данный дефект развивается во времени и является проявлением скрытого производственного дефекта.
Устранение дефекта (недостатка) ЛКП автомобиля в условиях сервисного обслуживания (СТО) с достижением качественных характеристик ЛКП, адекватных заводским, технологически невозможно.
Выявленные дефекты являются неустранимыми вне завода-изготовителя и требуют замены кузова автомобиля.
Эксперт Соломина Т.А.