Как и любой механизм, автоматическая коробка передач имеет свой ресурс, даже при правильной эксплуатации. И конечно, может выйти из строя, либо по вине нерадивого водителя, либо просто потому, что просто уже пора. В среднем, при правильной эксплуатации, пробег автомата до отказа около 300 тыс. километров или 10 – 12 годам службы.
После посещения сервисов и разговоров с мастерами, многие владельцы автомобилей покидают сервис до конца не понимая о чем они разговаривали, и что им объясняли специалисты. В других случаях некоторое количество владельцев автомобилей начитавшись форумов, услышав где-то технические термин охаратеризующий принцип действия агрегата, но при этом не понимая о чем они говорят, стараются доказать мастерам в чем заключается неисправность автомобиля, ставя при этом себя в дурацкое положение.
Что же такое автоматическая адаптивная секвентальная коробка передач? Ну автоматическая тут сложностей не всем это понятно.
Адаптивная-опять таки, этот термин больше относится к системе управления, а не к самой АКПП. Развитие "электронных" АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые режимы управления становятся все более интеллектуальными, что приводит к появлению новых возможнстей управления АКПП. Бортовой компьютер следит за манерой вождения водителя, подстраиваясь соответствующим образом под нее. Кроме того, в режим работы компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционных элементов управления. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.
Секвентальная – это коробка передач, которая допускает только последовательное переключение. Она отличается от коробки классического типа принципом работы механизма. Удобно последовательное переключение в тех случаях, когда переключается коробка ногой, как на мотоцикле, или когда требуется очень большая скорость переключения.
Механизмы переключения бывают прямого действия – встречаются на мотоциклах, и с сервоприводом, который, в свою очередь, может быть автоматизированным или неавтоматизированным.
На автомобилях обычно устанавливается рычаг, он же выполняет роль селектора режимов и переключений. Так же применяются и кнопки на рулевом колесе. Принцип работы секвентальной коробки передач основывается на обычной механической трансмиссии, но она в данном случае немного модернизирована. Переключаются передачи с использованием гидравлики, и это является главным ее отличием от роботизированной коробки. Переключения производятся последовательно без проскакивания скоростей. Т.е. моменты переключения передачи выбирается не автоматически, а по решению водителя.
Соответственно автоматическая адаптивная секвентальная коробка передач - это современный автомат самостоятельно подстраивающийся под манеру езды водителя, с секвентальным режимом переключения (Tiptronik)– функцией дающей возможность водителю самостоятельно выбирать моменты переключения передач.
К маслам, работающим в АКПП, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем к маслам, применяемым в других агрегатах. Поскольку АКПП включают в себя несколько совершенно разнородных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления — спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает крутящий момент.
Динамические нагрузки в АКПП меньше, чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Средняя рабочая температура масла в картере АКПП составляет 80-95 С, в жаркую погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150 С. Конструкция АКПП такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, ее избыток расходуется на внутреннее трение масла и оно еще более нагревается. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства, но и, как передающая вращающий момент среда, обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, что предъявляются, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен нужна высокая вязкость, для нормальной работы гидротрансформатора — низкая.
Крупнейшие производители АКПП разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — ATF . Большую часть требований современного парка АКПП для легковых автомобилей выполняют масла класса Dexron III. Масла этого класса совместимы между собой. Они применимы в большинстве случаев, когда производитель АКПП требует применения жидкости Dexron II. Однако иногда производитель АКПП требует использовать только специальное масло либо только определенную жидкость и никакую другую (например, Dexron II-D).
Масла для АКПП выпускаются под особыми индексами, наиболее распространенные из которых — Type F, Dexron, Mercon. Различаются они в основном фрикционными характеристиками. Все эти жидкости представляют собой минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Жидкости Dexron (Dexron II, Dexron IIE, Dexron III) соответствуют требованиям, предъявляемым к автоматическим трансмиссиям GM, Mercon — трансмиссиям Ford.
Кроме требований GM и Ford при оценке качества масел для АКПП часто используются заводские спецификации фирм Chrysler, Mercedes Benz, MAN, Toyota, Allison, Renk, Voith, ZF и другие. Перепутать масла для АКПП с обычными трансмиссионными довольно трудно — первые, как правило, окрашивают в красный цвет. Внутри этого стандарта — несколько категорий, определяющих качество жидкости. Первый, самый низший уровень, ATF тип «А» суффикс «А» — только минеральные масла. Второй — Dexron II D и Dexron II E — и минеральные, и синтетические. Третий — Dexron III и Dexron III Plus - как правило, синтетические. Выбирая трансмиссионное масло, следует учитывать, прежде всего, регион, в котором эксплуатируется автомобиль с акпп и, следовательно, температурный режим климата. Конечно же, было бы лучше проконсультироваться у специалистов, которые смогли помочь вам разобраться с выбором масла, для вашей коробки-«автомат».
Mobil Dextron III - синтетическая жидкость, предназначенная для использования в современных легковых автомобилях, которая обеспечивает хорошее переключение передач и подачу мощности на ведущие колеса.
ATF LT 71141 - это наполовину синтетическая жидкость, предназначенная для автоматических коробок передач, используемых в тяжелых условиях работы с довольно длинными интервалами между заменами.
Mobil Multi-Vehicle ATF - представляет собой высококачественную синтетическую смесь, которая предназначена для использования в европейских, североамериканских и азиатских автомобилях.
Mobil Formula ATF 3309 - это масло для акпп, которое представляет собой очень эффективную смесь с высокими смазывающими свойствами, удовлетворяющими техническим условиям автопроизводителей. Оно используется в нескольких типах автоматических трансмиссий с блокировкой дифференциала.
ATF+4 - специальная жидкость для акпп, которая способна обеспечивать хорошую смазку и предотвращать сильный износ механизмов трансмиссии, сцепления и подшипников. Также эффективно передает мощность двигателя на колеса, сохраняет термостабильность, предотвращает окисление и нагревание, имеет хорошую вязкость при работе на высоких температурах.
Mobil DEXRON-VI ATF - качественное полусинтетическое масло, которое полностью соответствует требованиям по использованию автоматических трансмиссий, способно обеспечивать хорошую защиту АКПП и продлевает срок ее эксплуатации.