Low SAPS – моторные масла будущего
Год от года европейские и американские положения по загрязнению окружающей среды становятся все более жесткими. Это накладывает ограничения на допустимые уровни выбросов для легковых автомобилей. Смазочные материалы напрямую вовлечены в процесс снижения выбросов. В связи с этим лаборатории компании ELF работают над производством нового поколения смазочных материалов - более чистых и эффективных, нежели прежние.
Борьба за экологию диктует постоянное снижение вредных выбросов в атмосферу для легковых автомобилей. Эта задача, являвшаяся для автопроизводителей основной в течение последних 20 лет, привела к существенному прогрессу в области разработки систем очистки выхлопных газов, выведя на рынок такие новинки, как фильтры твердых частиц, трехфазные каталитические конвертеры и системы DeNOx (снижения эмиссии оксидов азота).
Повсеместное внедрение этих систем поставило новую задачу и перед производителями моторных масел –системы очистки выхлопных газов оказались крайне чувствительны к содержанию в моторных маслах некоторых традиционных элементов - серы, фосфора и золы.
Это привело к созданию совершенно нового направления в моторных маслах, в настоящий момент называемых маслами Low SAPS (Low-Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur – низкий уровень сульфатной зольности, фосфора и серы).
Суть проблемы заключается в том, что указанные компоненты, низкого содержания которых требуют системы очистки выхлопных газов, как раз являются залогом производительности традиционных моторных масел.
Так, ограничение количества золы, которая может заблокировать фильтр частиц, приводит к ограничению содержания в маслах цинка, кальция, молибдена и прочих элементов, присутствующих в существующих присадках.
Ограничения содержания фосфора и серы, присутствующих в большинстве современных антиизносных присадок, требуют соответственно трехфазные каталитические конвертеры и смешанные системы фильтр частиц/DeNOx.
Следовательно, для разработки формул масла с низким содержанием SAPS при сохранении высокого уровня функционирования (антиизносные свойства, моющая способность, сопротивление окислению…) необходимо найти альтернативные химические решения – на самом деле это является настоящим техническим достижением!
Разработчики ELF усиленно работают над формулами новых масел Low SAPS. «Совершенно очевидно, что ведущие нефтехимические бренды, такие, как ELF, работают вместе с производителями автомобилей над разработкой более дружественных к окружающей среде моторных масел, присадок, топлива и прочих продуктов», – указывает Франсуа Бенар, глава Департамента автомобильных продуктов TOTAL Lubrifiants, в обязанности которого входит поддержание связей компании с автопроизводителями.
Для стандартизации этих новых моторных масел Европейской Ассоциации автомобилестроительных компаний (ACEA) пришлось пересмотреть свою квалификационную шкалу, разработав ее новую версию - ACEA 2004. ACEA 2004 включает в себя два направления: категорию «C», которая охватывает требования для транспортных средств с установленной системой очистки выхлопных газов, и нынешние категории A и B - для всех остальных.
Новая категория ACEA «C» подразделяется на три подкатегории - «C1» (очень строгие требования к химическому составу масел (низкое содержание серы) + экономия топлива), «C2» (средние показатели по SAPS и максимальная экономия топлива) и «C3» (средние показатели SAPS и оптимальная экономия топлива). Эти три категории основаны на очень высоких требованиях к эксплуатационным характеристикам моторных масел, близких к A3/B3/B4 или A5/B5.
http://www.mssoil.ru/carcare/knowledge/?nid=351